• Failure notice from provider:
    Connection Error:http_request_failed


  • Интернет-магазин снаряжения для водного туризма www.paddler.ru

Познавательным и удивительным путешествием, которое никого не оставит равнодушным, станет поездка к руинам туломозерского чугуноплавильного завода, затерянного в густых лесах недалеко от деревни Колатсельга, уникальному памятнику горнодобывающего дела конца ХIХ — начала ХХ века.

В XIII веке на левом берегу реки Колос началась добыча гематитовой руды. В 1761 году на правом берегу олонецким промышленником Иваном Барминым был построен небольшой завод, до которого доставляли руду по сооруженной через реку дамбе. В 1778 году владельцы завода разорились из-за удаленности от водных путей, и производство было закрыто. Геологические исследования туломозерских руд продолжались, но экономическая целесообразность завода вызывала сомнения.

И только в 1896 году начали строить новый завод по проекту немецкой фирмы, который начал работать через три года. Но и это предприятие оказалось нерентабельным, по причине высокой себестоимости продукции — больших транспортных расходов и дорогой энергии — и было остановлено в 1903году. Расконсервировать его так и не получилось по различным причинам.. Завод простоял закрытым – двери под массивными замками, в цехах рабочее оборудование – до советско-финской войны. По словам местных жителей, в 1940 году финны вывезли оборудование, а завод взорвали.

Руины именно этого завода сейчас впечатляют тех, кто сумел найти в густых лесах эту часть истории Карелии. Величественные останки стен основных зданий, сложенные из красного кирпича и камня, подземные сводчатые воздуховоды, бассейн и даже фрагменты дамбы, по которой переправляли руду – все заросло деревьями и кустарниками, густой крапивой и репейником, но выглядят потрясающе. Штольни, где добывалась руда, доступны для осмотра, в них сохранились различные виды деревянной крепи, рельсы узкоколеек, металлические лестницы между уровнями, но посещать их небезопасно из-за возможности обрушений.

Как добраться:
От базы двигаться по трассе А130 в сторону Питкяранты. За пос.Койриноя поворот направо с указателем «Крест Скорби» (монумент заслуживает отдельного внимания). Далее поворот направо на трассу Р21, двигаться по ней около 45 км. В поселке Колатсельга перед мостом через реку Колос поворот налево на грунтовую дорогу, по ней проехать ровно 3 км до едва заметного поворота направо. Здесь нужно повернуть и через 500м упретесь в развалины завода.